Развитие мышления детей дошкольного возраста

500.00

Курсовая работа по психологии на тему: Развитие мышления детей дошкольного возраста. Объем 40 страниц. Работа с практической частью. Рязань. 2016 год. Стоимость 500 руб.

  • Предметы: Психология
  • Тип работы: Курсовая работа
  • Объем работы: 40 страниц
  • Год сдачи: 2016 год

Фрагмент работы

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Мышление как психический познавательный процесс………………7
1.1 Особенности мышления и мыслительных операций в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..7
1.2 Основные направления развития мыслительных операций в дошкольном школьном возрасте………………………………………………………………13
1.3 Приемы и способы развития мыслительных операций у дошкольников……………………………………………………………………18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мыслительных операций детей дошкольного возраста…………………………………….…..23
2.1 Организация и методы исследования ………………………………….…..23
2.2. Содержание работы по развитию мыслительных операций……………..28
2.3. Оценка эффективности формирующего этапа эксперимента……………33
Заключение ………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития мышления и мыслительных операций у детей дошкольного возраста из ключевых современных проблем психики детей. Запоминание информации для ребенка представляет собой сложный психический процесс – механический способ многократного проговаривания усваиваемого материала, который по мере взросления и психофизиологического и психологического развития ребенка становится все менее эффективным.
Позитивное решение данной проблемы возможно в случае использовании высших форм запоминания у дошкольников и должного уровня развития мыслительных операций. Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью обучения детей различным приемам логического мышления и усвоения материала.
Интерес отечественных ученых к изучению развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста возрос за последнее десятилетие, что в первую очередь связано с трансформацией самого общества, изменением его отдельных социальных институтов, технологии работы с детьми, методики, нынешнего психологического климата в среде детей дошкольного возраста, уровня психофизиологического и психологического развития детей.
Образовательная система на современном этапе вызывает психологическую нестабильность и чувство тревоги у ребенка, вследствие чего появляются переживания на эмоциональном фоне, напряженность, негативно сказывающиеся на психическом развитии ребенка, на его мыслительных способностях.
Современное состояние данной проблемы свидетельствует о необходимости комплексного исследования особенностей развития мыслительных операций у детей.
Таким образом, все большую актуальность приобретают вопросы педагогической психологии, коррекционной работы социального педагога и практического психолога. На наш взгляд, они недостаточно полно рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Все это обусловило актуальность нашего исследования.
Пока еще остается не полностью решенным следующее противоречие:
— в необходимости разработки новых методов организации и развития мыслительных способностей детей и недостаточной работой в данном направлении;
Выявленное противоречие обусловило проблему и тему исследования: развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Указанное противоречие обусловили существование проблемы, которая заключается в том, что несформированность психолого-педагогических технологий по работе с детьми снижает уровень развития их мыслительных операций.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций младших школьников.
Объект исследования: мышление у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— выявить особенности мышления и мыслительных операций в дошкольном возрасте;
— рассмотреть основные направления развития мыслительных операций у детей в данной возрастной категории;
— определить приемы и способы развития мыслительных операций в психолого-педагогической практике;
— проверить эффективность формирующего этапа эксперимента.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет исследования, была сформирована гипотеза: развитие мыслительных операций дошкольников возможно будет успешным в случае развития психолого-педагогической базы и специально организованного обучения детей приемам мыслительных операций, выработки у них умений практического применения этих приемов в повседневной учебной жизни.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тестирование, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3. Количественная и качественная обработка данных (методы математической статистики).
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении взглядов таких ученых как Шинкарева Е.Ю., Малофеев Н.Н., Кантор В.З., Жаворонков Р., Романов П., Зайцев Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. по рассматриваемой проблеме, их систематизации; в теоретическом обосновании указанной проблемы.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Методологическую основу исследования составляют современные подходы и концепции Зинченко В.П., Грановская Р.В., П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского; субъектно-деятельностный подход, основанный на научных идеях Б.Г. Ананьева, Иванова М.Н., А.Н. Леонтьева, Л.Г. Дикой, В.Д. Шадриковым, Коломинским Я.Л. и др.; динамический подход, развиваемый Л.И. Анцыферовой; структурно-функциональный и системно-структурный подходы с выделением индивидуально-типологического направления развития личности (B.C. Мерлин, Б.М. Теплов и др.).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы.
Общий объем работы 40 страниц.

Глава 1. Мышление как психический познавательный процесс
1.1 Особенности мышления и мыслительных операций в дошкольном возрасте

О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. Каждый день приносит всё новые и новые доказательства всемогущества человека. А вот в первый период своей жизни человеческое дитя — самое беспомощное существо в мире.
Человеческое детство, в отличие от детства животных, длится десятилетия. Нередко подготовка к полезной для общества деятельности составляет четверть жизни человека.
Объясняется это тем, что у животных опыт предыдущих поколений закрепляется с помощью нервных механизмов, наследуется. Человек же, став социальным существом, перешёл на новый, социальный способ закрепления своего опыта — в предметах материальной и духовной культуры, в языке. Человек формируется только при наличии общественных условий жизни, без них человека не получается.

Заключение

Проблема развития мышления и мыслительных операций у детей дошкольного возраста из ключевых современных проблем психики детей. Запоминание информации для ребенка представляет собой сложный психический процесс – механический способ многократного проговаривания усваиваемого материала, который по мере взросления и психофизиологического и психологического развития ребенка становится все менее эффективным.
Позитивное решение данной проблемы возможно в случае использовании высших форм запоминания у младших школьников и должного уровня развития мыслительных операций.
Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерны для той или иной области знаний. Так, нельзя, например, сформировать приёмы математического мышления, минуя математические знания; нельзя сформировать лингвистическое мышление без работы над языковым материалом.
Приёмы познавательной деятельности не могут быть перенесены на любой предмет. Так, например, человек, великолепно владеющий специфическими приёмами мышления в области математики, может не уметь справиться с историческими задачами, и наоборот.
В школе открываются большие возможности для формирования различных приёмов мышления. Уже в начальных классах надо заботиться о математических приёмах мышления. Наибольшие затруднения у детей вызывает математика. Поэтому, если приёмы математического мышления не формируются у учащихся, то они, изучив весь курс математики, так и не научатся думать математически. А это означает, что математика изучена формально, что учащиеся не поняли её специфических особенностей.
Базовый компонент содержания социально-педагогического процесса образования, направленного на развитие мыслительных операций детей дошкольного возраста – это профессиональная педагогическая подготовка (навыки и умения, методические, педагогические, психологические, предметные знания), а специальный компонент – педагогические и психологические знания:
1. Умение реализовывать разные способы педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с руководством, специалистами, коллегами-учителями, родителями, с учениками в группе и по отдельности).
2. Знание методов дидактического и психологического проектирования процесса учебы.
3. Знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей с целью выявить приоритетные мыслительные и в том числе культурные ориентиры для данной целевой аудитории.
4. Понимание и представление того, что такое мышление и его комплексное воспитание детей, в чем его отличие от традиционного обучения.

Список использованных источников

1. Акимова С. Занимательная математика. — Санкт — Петербург, (Тритон), 2000г. — 504 с.
2. Аргинская И. И. Математика. Методическое пособие к учебнику 4 — го класса четырёхлетней начальной школы. — Москва: Центр общего развития,2002г. — 73 с.
3. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе А. В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1999г. — 183 с.
4. Баженова И. Н. Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 2001г. — 438 с.
5. Баранов С. П. Педагогика: Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности. 2001г. — 279 с.
6. Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007г. — 152с.
7. Лехова В П Дедуктивные рассуждения с детьми. –, 1991, № 7,с. 17–24.
8. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогического спец. Высш. Учебного заведения. — М.: Просвещение, 1989 — 302 с.
9. Беседы с учителем. Методика обучения./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2004г. – 367с.
10. Игры — обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 211 с
11. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения», 2010г. – 259с.
12. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей. — Саратов: Лицей, 2008г. — 53с.
13. Стойлова Л.П. Мышление: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 316 с.
14. Божович Л.И. Проблема развития личностных ориентиров //Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2007г. – 302стр.
15. Д.Б.Эльконин. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении Москва. 2000г. – 243 с.
16. Давыдов В.В. Формирование личности в учебно-воспитательном процессе. – М.: Педагогика, 2006г.-118с.
17. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2009. – 384 с.
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2001г. – 214 с.
19. Маркова Н.Г. Развитие личности: Дисс. канд. пед. наук. – Казань, 2006. – 296 с.
20. Бодров В.А. Психологический аспект развития учебного процесса.- М.Институт психологии РАН, 2003г. – 280с.
21. Васильев Е.А. Психологические характеристики развития личности детей. Москва. 2005г. – 319с.
22. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. …д-ра пед наук / Е. А. Александрова. – Тюмень, 2006. – 320 с.
23. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография/Т.В. Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.
24. Асонова Е.А., Маленкова Н.Л. Дорога к дому. Программа подготовки подростков к будущей семейной жизни: успешному супружеству, родительству, родству. – М.: МГПИ, 2010. – 290 с.
25. Бандура А., Теория социального научения./А. Бандура. – СПб., 2010 – 412 с.
26. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы. – Екатеринбург. 2005. – 241 с.
27. Газман О. С. Новые ценности в образовании // http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/117
28. Звягинцева Н. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовательном пространстве // Известия Южного федерального университета. – 2010. — № 2. С. 18.
29. Кирдяшкина Т.А. Психологические и духовно-нравственные основы семьи: учебно-метод. пособие. -Челябинск: Изд-во НОУ ВПО РБИУ, 2013. -156 с.
30. Куликова Т.А. Педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб завед. – М.: Академия, 2000. – 300 с.

Отзывы

Отзывов пока нет.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “Развитие мышления детей дошкольного возраста”

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *

Отзыв *