Skip links

Влияние социальных сетей на подростков — пример готового проекта

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность социальных сетей и их влияние на подростков.
1. Причины времяпровождения подростков в социальных сетях.
2. Последствия зависимости от социальных сетей.
3. Способы уменьшения времяпровождения в социальных сетях.
Глава 2. Особенности влияния социальных сетей на подростков. 11
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Введение

Современное информационное общество трудно представить без использования Интернет общения. Особенно это касается молодого поколения, которое является активным пользователем социальных сетей.

Социальная сеть — это интерактивный веб-сайт, где можно активно общаться, опубликовывать и просматривать информацию других зарегистрированных пользователей ресурса.
Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно.
Экспертами «Лаборатории Касперского» было проведено исследования по проблеме проведения времени детьми в сети Интернет. В результате было выяснено, что подростки в возрасте от 15 до 18 лет всё своё свободное время проводят в интернете. Около 85% детей не могут в повседневной жизни обходиться без смартфонов и других гаджетов.
Цель: изучение влияния  социальных сетей на современных подростков.
Объект: современные подростки.
Предмет: влияние времяпровождения в социальных сетях на моральное и психологическое состояние подростков.
Задачи:

  1. Выявить причины времяпровождения подростков в социальных сетях;
  2. Проанализировать последствия времяпровождения подростков в социальных сетях;
  3. Обозначить способы уменьшения времяпровождения подростков в социальных сетях.
  4. Провести опрос среди учащихся по теме исследования.
  5. Методы: подбор и анализ научной литературы и интернет-источников, социологический метод.
    Практическая значимость: в результате исследования получены теоретические материалы о времяпровождении в социальных сетях у подростков. Они могут стать основой для проведения воспитательной работы, а именно бесед с учащимися по данной проблеме

    Глава 1. Сущность социальных сетей и их влияние на подростков

    1. 1. Причины времяпровождения подростков в социальных сетях

    Большинство подростков проводят своё свободное время в социальных сетях. Стоит отметить, что данное времяпровождение не обязательно сопровождается общением с другими пользователями, а может проявляться в листании ленты новостей.
    Зависимость подростков от социальных сетей проявляется в большей степени чем, у старшего поколения. Как показывают статистические данные около 80% детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а каждый седьмой – 8 часов и более. Причем, по данным ВЦИОМ, количество взрослых по показателю ежедневного использования Интернета в 2016 году составляет всего 53%.
    Рассмотрим причины данной тенденции:
    Во-первых, социальные сети – популярное современно средство информационное-коммуникативных технологий, потому подростки стремятся проводить время в соцсетях для того, чтобы не отставать от моды и быть в курсе всех событий. Стремление постоянно быть «в тренде» приводит к тому, что эти «сети» их затягивают.
    Во-вторых, подростки стремятся социальные сети выкладывать свои фотографии, видео, а также делится своими мыслями. За счет этого многие самоовыражаются.
    Во-третьих, в социальных сетях подростки имеют возможность найти единомышленников и друзей по интересам. Также некоторые молодые юноши и девушки используют соцсети как способ поделиться своими душевными переживаниями и получить совет для решения жизненных ситуаций.
    В-четвертых, не стоит забывать, что подростки располагают большим свободным временем, чем люди старшего возраста, которым необходимо уделить время семье, приготовлению пищи, финансовому обеспечению.
    В-пятых, социальные сети предоставляют возможность открыто и расковано общаться со сверстниками, что достаточно трудно сделать некоторым подросткам в реальной жизни. Кроме того, для социальных сетей характерна безликость, так как можно регистрироваться под вымышленным именем.
    В –шестых, современные социальные сети предоставляют доступ к фильмам, музыке, играм, книгам.  В социальных сетях создаются образовательные ресурсы и обучающие курсы. Все это привлекает подростков.

    • по мере прогрессирования зависимости могут возникать проблемы с учебой, в семье, когда человек перестает уделять им должное внимание, а все больше времени проводит онлайн;
    • подросток может отказаться от еды или есть перед монитором компьютера, уделять меньше времени сну, только бы не пропустить ничего нового.

    1. 2. Последствия времяпровождения в социальных сетях

    Большое количество времени, проведённое в социальных сетях, может  негативно повлиять на реальную жизнь подростка и повлиять на его процесс социализации.
    1.возникновение проблемы с самоидентификацией;
    Социальные сети предоставляют возможность зарегистрироваться под чужим именем, определить самостоятельно свой пол и возраст. В связи с этим, общаясь под такой «маской» от лица вымышленного человека вырабатывается не совсем адекватная модель поведения, которая не соответствует полу и возрасту.

    1. снижение способности рассуждать логически, критически оценивать информацию;

    3.неадекватное поведение, непредсказуемые эмоции, нетерпимость, агрессия;
    Зависимость влияет на эмоциональное состояние человека. Так, мало лайков или критичный комментарий может вызвать агрессию.

    1. постоянное времяпровождение в социальной сети влияет на культуру речи подростов;

    Во время общения в социальных сетях подростки используют сленги, различные сокращения. Чем больше подросток проводит время в социальной сети, тем сильнее это оказывает влияние на его культуру речи в повседневной жизни. Процесс искажения слов в социальных сетях сильно влияет на устную речь. У большинства современных людей пропало уважение к их родному языку, несмотря на его красоту, самобытность, уникальность художественного творчества, нравственное составляющее, духовность, важнейшие особенности и черты, как характер и сила народа.
    Если не избавиться от этой речи, проблемы не заставят себя ждать. Довольно сложно будет получить хорошую работу и удержаться на рабочем месте вследствие употребления некоторых слов.

    1. создается иллюзия нужности в социальной сети, а не в реальной жизни;

    В первую очередь, лайки являются отверждение нужности для подростков зависимых от социальных сетей. Также может создавать ситуация успеха не соответствующая действительности.

    1. появляется ложная система ценностей;

    В социальных сетях подросток находит  «идеальный образ», которому он хочет соответствовать. Это может вызвать падение самооценки, так как ему будет казаться, что он уступает другим людям в чём-либо.

    1. меняется образ жизни и взаимоотношения с друзьями и родственниками в худшую сторону.

    Подросток может не недосыпать, вследствие чего появляется невнимательность на уроках, рассеянность, проблемы с памятью, ослабление организма. Ухудшаются отношения с родственниками, с друзьями, со сверстниками.
    При этом социальные сети могут сыграть важную роль в развитии подростка.
    Рассмотрим, как Интернет может положительно оказать влияние на успеваемость школьников.
    Во-первых, социальные сети являются источником информации, в том числе и учебной и научной. Через социальные сети осуществляется доступ к электронным книгам, онлайн-библиотекам. Это может способствовать обогащению знаний школьников, расширению кругозора, а также закреплению учебного материала. Важно, чтобы школьники обладали умением подбирать и анализировать информацию.
    Во-вторых, существуют различные обучающие курсы, например по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, которые позволяют готовиться в онлайн-режиме. Существует группы в социальных сетях, которые позволяет получить учебный материал в текстовой и наглядной форме, а также закрепить темы.
    В-третьих, у многих фирм, компаний есть страницы в социальных сетях, которые позволяют узнать о стоимости услуг, ассортименте услуг, почитать отзывы других пользователей.
    В-четвертых, в социальных сетях есть много сообществ, которые позволяют находить друзей по интересам.
    В-пятых, социальные сети являются важным средством коммуникации, в том числе и в учебных целях. Так, можно быстро узнать изменения в расписании, домашние задание у одноклассников. Кроме того, во время дистанционного обучения социальные средства позволил организовать процесс обучения.
    В-шестых, социальные сети предоставляют информацию в доступном виде. Каждый может узнать последние новости в разных странах, при этом существует удобная навигация (например, с помощью хэштегов).
    В-седьмых, можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но люди навсегда остались в памяти.
    Таким образом, социальные сети при правильном использовании могут положительно влиять на подростка. Социальные сети открывают возможность получать и закреплять учебную информацию, что позволит повысить успеваемость.

    1. 3. Способы уменьшения времяпровождения в социальных сетях

    Самостоятельно это сделать трудно, так как необходимо осознать, что время, тратится впустую. Родители должны понимать это и уметь объяснить ребенку любого возраста негативное влияние социальных сетей.
    Необходимо выполнять пять правил:

    1. Проводить в социальных сетях не более двух часов в день в общей сложности. Не заходите на свою страничку «просто так».
    2. Написать список дел, которые необходимо сделать. И только после того, как все сделано в качестве «бонуса» можно зайти в любимую социальную сеть.
    3. Не рассказывать о каждом своем шаге и уж тем более не делитесь личными переживаниями. Помните, что эту информацию может увидеть, кто угодно и использовать ее против вас.
    4. Не становитесь участником групп, которые вам не интересны − чем длиннее лента новостей, тем больше времени вы потратите на ее изучение.
    5. Старайтесь больше общаться в живую. Не игнорируйте встречи с друзьями, романтические прогулки, визиты к родственникам и прочее и уж, конечно, поборите возникший соблазн уединиться, чтобы залезть в социальные сети.

    Одним из способов уменьшение времяпровождения в социальных сетях является организация досуга. Так, можно найти себе хобби либо посещать различные культурные и развлекательные мероприятия совместно с родителями и друзьями.
    Стоит отметить, что не всегда родителя имеют навыки влияние на детей, поэтому необходимо обратиться к психологу, который в индивидуальном порядке даст советы и поможет справиться с увлеченностью социальными сетями.

    Глава 2. Особенности влияния социальных сетей на подростков

    Для выявления влияния социальных сетей на подростков нами было проведено анкетирование (приложение 1).
    Объектом исследования выступают учащиеся возраста 14-17 лет, предметом — социальные сети.
    Выборочная совокупность составила 30 человек. Респондентами выступали пользователи социальных сетей.
    При ответе на вопрос «Пользуетесь ли вы социальными сетями?» выяснилось, что в социальных сетях зарегистрировано 100% учащихся.
    Второй вопрос «Используете ли вы псевдоним в социальных сетях?» показал, что  47% респондентов используют «ник» в социальной сети. С одной стороны, это может быть связано со стремлением скрыть свою личность и быть анонимным. С другой стороны, это позволяет привлечь внимание.
    Для определение популярных социальных сетей среди опрошенных был задан вопрос: «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?». Как оказалось, все опрошенные пользуются социальной сетью ВКонтакте» (30 чел.), Instagram оказался на втором месте (28 чел.), Facebook (7 чел.) и Одноклассники ( 4 чел.) соответственно на третьем и четвёртом.
    Результаты, полученные при ответе на вопрос «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?»,  не утешительные: 33 % респондентов проводят своё свободное время в социальных сетях, 30-% несколько часов в день, 17% — когда как, 13% — несколько раз в неделю. Среди опрошенных не оказалось тех, кто пользуется социальными сетями раз в месяц.
    Ответ ан вопрос «Для чего вы используете социальные сети (выберите один вариант ответа)?» показал, что общение (40%) – главная цель использования социальной сети. Стоит отметить, что 13% используют социальную сеть для учебной деятельности.
    80% считают себя не зависимыми от социальных сетей. Такой результат объясняется тем, что подростки могут не осознавать или отрицать свою зависимость.
    Чаще всего при времяпровождении в социальных сетях респонденты испытывают радость, а никогда агрессию.
    Большинство учащихся (80%) поддерживают в реальной жизни общения с теми людьми, что и в социальных сетях.
    По мнению большинства учащихся (50%), социальные сети положительно сказываются на их образ жизни. Но  17% считают, что социальные сети негативно влияют на их жизнь.
    Ответ на вопрос «Готовы ли вы отказаться от использования социальных сетей?» показал, что респонденты (70%) не готовы проводить своё время без социальных сетей.
    У большинства социальные сети являются привычкой. Об этом свидетельствует то, что проснувшись, 57% учащихся заходят в социальную сеть.
    Несмотря на то, что анкета анонимная, все же возможно выявить связь между зависимостью от социальных сетей и наличие хобби, распорядка дня. Те учащиеся, которые независимы или слабозависимы, имеют хобби. Также учащиеся, имеющие распорядок дня, независимы или слабозависимы от социальных сетей. Можно предположить, что распорядок дня и хобби способствует тому, что дети не имею много времени для постоянного использования социальных сетей, а также могут выразить себя и общаться со сверстниками через свои увлечения.
    Таким образом, анкетирование, проведённое среди подростков 14-17 лет, показало, что среди учащихся проводят достаточно много времени в социальной сети, не до конца осознавая цель данной деятельности.

    Заключение

    Сеть Интернет привносит в жизнь общества не только положительное моменты, но и может оказывать негативное влияние. Социальные сети становятся неотъемлемой частью современного общества.
    Популярностью социальные сети пользуются у подростков, которые в большей степени подвержены влияние новых тенденций и веяний. Многие подростки не могут существовать без них, увлечения и хобби ему уже не интересна. Кроме того, на второй план уходят семья, реальные друзья и учеба. Это негативно сказывается на психическое состояние подростка.  Подросток погружается в виртуальное общение, где включается в некую социальную группу и имеет возможность компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности. Подростки могут потерять связь с реальным миром, который станет им не интересен.
    При этом использование социальных сетей в умеренном количестве может положительно повлиять на подростка. Социальные сети могут стать источником полезной информации, способствовать нахождению друзей по интересам.
    Одним из главных способов уменьшить времяпровождение в  социальных сетей является заменить время, проведенное в социальной сети, чем-нибудь полезным, например хобби и прогулками.
    Опрос показал, что дети, не имеющие возможности самовыразиться, поделиться своими мыслями и чувствами в повседневной жизни, стремятся реализовать это с помощью социальных сетей.
    Таким образом, цель и задачи достигнуты.

    Список литературы

    1. 56% детей постоянно в Сети: Россия обгоняет Европу и США по показателю интернет-увлеченности//АО «Лаборатория Касперского». – URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16)
    2. Безопасность в сети. — URL: http://security.mosmetod.ru(дата обращения: 16.03.2021).
    3. Гарина Е.Д. Проблема социально-психологической зависимости подростков от социальных сетей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialno-psihologicheskoy-zavisimosti-podrostkov-ot-sotsialnyh-setey (дата обращения: 16.03.2021).
    4. Максимов А.А., Голубева Н.М. Влияние социальных сетей на современного подростка // Наука и современность. 2014. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-sovremennogo-podrostka-1 (дата обращения: 16.03.2021).
    5. Черткова А. В., Виртуальные социальные сети как молодежная реальность // Скиф. 2019. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-sotsialnye-seti-kak-molodezhnaya-realnost (дата обращения: 16.03.2021).

    Приложение

    Приложение 1
     
    Уважаемый ученик!  Перед Вами анкета, целью которой является изучение отношения к социальным сетям. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один  вариант ответа или несколько (где это необходимо). Данная анкета анонимна.

    1. Пользуетесь ли вы социальными сетями?
    2. Да
    3. Нет
    4. Используете ли вы псевдоним в социальных сетях?
    5. Да
    6. Нет
    7. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?
    8. Вконтакте
    9. Instagram
    10. Одноклассники
    11. Facebook
    12. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
    13. Все свободное время
    14. Несколько часов в день
    15. До 1 часа в день
    16. Несколько раз в неделю
    17. Несколько раз в месяц
    18. Когда как
    19. Для чего вы используете социальные сети (выберите один вариант ответа)?
    20. Общение
    21. Музыка
    22. Игры
    23. Информация
    24. Фильмы
    25. Поиск книг
    26. Учеба
    27. Творческое развитие
    28. Считаете ли Вы себя зависимыми от социальных сетей?
    29. Да
    30. Нет
    31. Затрудняюсь ответить
    32. Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?(оцените в баллах)

    0- никогда, 1 – редко, 2 –часто, 3 – постоянно

    1. Радость –
    2. Усталость –
    3. Агрессия –
    4. Нервозность
    5. Ваш круг общения в социальных сетях совпадает и в реальной жизни?
    6. Да
    7. Нет
    8. Как социальные сети влияют на ваш образ жизни?
    9. Положительно
    10. Отрицательно
    11. Никак не влияют
    12. Затруднюсь ответить
    13. Готовы ли вы отказаться от использования социальных сетей?
    14. Да
    15. Нет
    16. Не знаю
    17. Только на время
    18. Проснувшись, я сразу захожу в свой аккаунт…
    19. Да
    20. Нет
    21. Есть ли у вас хобби?
    22. Да
    23. Нет
    24. Есть ли у вас распорядок дня
    25. Да
    26. Нет

Оставить комментарий