Развитие логического мышления детей в младшем школьном возрасте

500.00

  • Предметы: Педагогика
  • Тип работы: Курсовая работа
  • Объем работы: 49 страниц
  • Год сдачи: 2017 год

Фрагмент работы

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логического мышления детей в младшем школьном возрасте 5
1.1 Понятие логического мышления в психологии и педагогике 5
1.2 Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Обобщение педагогического опыта по развитию логического мышления младших школьников 16
2.1 Роль и формы работы педагога в развитии логического мышления детей младшего школьного возраста 16
2.2 Роль родителей и формы работы по развитию логического мышления детей младшего школьного возраста 27
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 35

Введение

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблема состоит в том, что учащимся уже в первом классе для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже во втором классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем. В более старшем возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Цель исследования: проанализировать и обобщить педагогический опыт по проблеме развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие логического мышления детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Рассмотреть особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
3) Определить роль и формы работы педагога и родителей в развитии логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Изучение научной литературы показало, что, несмотря на большой интерес психологов и педагогов к проблеме развития логического мышления учащихся начальных классов, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. В настоящее время эта проблема не получила достаточного теоретического разрешения.
Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны насущная необходимость в развитии логического мышления учащихся, а с другой — современные школьные программы, не позволяют в полной мере развивать логическое мышление учащихся. Чтобы снять это противоречие, необходимо, исходя из знания структуры мыслительных операций, определить систему мероприятий, способствующих совершенствованию конкретных операций и приемов логического мышления.

Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992. – 215 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
3. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса, 2006. – 24 с.
4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. [Текст] / А.В. Белошистая, В.В. Левитес – Мурманск: МГПУ, 2009. – 104 с.
5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: 2000. – 600 с.
7. Гин, С. И. Мир логики: Методич. пособие для учителей нач. шк. [Текст] / С.И. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 43 с.
8. Гольдстейн, М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания [Текст] / М. Гольдстейн, И.Ф. Гольдстейн. – М.: Знание, 2003. – 259 с.
9. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
10. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2001. – 464 с.
11. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) [Текст] / перевод с англ. Н.М. Никольский. – М.: Лабиринт, 1999. – 192 с.
12. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
13.Егорина, В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: Дис. . канд. пед. наук [Текст] / В.С. Егорина. – Брянск: Изд-во Брянск, гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2001. – 159 с.
14. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения/ под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.В. Петровского [Текст] // в 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
16. Лоскутова, Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления [Текст] /Н.А. Лоскутова // Начальная школа. – 2005. – №4 – С. 80–82.
17. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2006 – с. 224.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд. [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2000. – 456 с.
19. Останина, Е.Е. Обучение школьников приему классификации [Текст]/ Е.Е. Останина. Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 52-56.
20. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. // 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: Академия, 2001. – 512 с.
21. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. [Текст] / Ж. Пиаже – М.: Педагогика, 2001. – 589 с.
22. Ревина, Е.Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников: Монография [Текст] / Е. Г. Ревина. – Саратов: Научная книга, 2006. – 152 с.
23. Садовская, Т.М. Технология развития логического мышления у учащихся младших классов [Текст] / Т.М. Садовская. – Рязань: Изд-во Ряз. обл. ин-та развития образования, 1998. – 67 с.
24. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 144 с.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 240 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Психология, 2009. – 148 с.
27. Яковлева, С.Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе усвоения учебного материала: Дис. канд. пед. наук [Текст] / С.Г. Яковлева. – М.: МПГУ, 2002. – 176 с.

Отзывы

Отзывов пока нет.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “Развитие логического мышления детей в младшем школьном возрасте”

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *

Отзыв *