Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………….7
1.1 Анализ проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………7
1.2 Педагогические условия развития творческого воображения школьников……………………………………………………………………….11
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………ЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.17
2.1 Логика и этапы опытно-экспериментального исследования…………..…17
2.2 Методика реализации организационно-педагогических условий…………18
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..31
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ……….………………………..………………………………..46
ВВЕДЕНИЕ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям
В.А. Сухомлинский.
Проблема развития творческого воображения школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития [2, c. 54].
Перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Творческое воображение развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Именно поэтому наше внимание привлекла проблема развития творческого воображения школьников, для того чтобы разработать и применять на практике эффективные условия их развития.
На протяжении многих лет проблема развития творческого воображения школьников привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческого воображения школьников является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость [1, с. 34].
В современной психолого-педагогической литературе (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Таким образом, развитие творческого воображения становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческого воображения школьников.
Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития творческого воображения школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческого воображения школьников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Методологической основой исследования являются работы Г.С. Альтшуллера, М.А. Блоха, И.И. Лапшина, А.П. Нечаева, В.Л. Омельянского, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.; среди зарубежных психологов — Дж. Гилфорда, Тейлора и др.
Актуальность заявленная в курсовой работе определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках различных средств, направленных на развитие творческого воображения. Важность и необходимость развития творческого воображения школьников в практике школьного обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие творческого воображения школьников».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является развитие творческого воображения школьников.
Целью данной курсовой работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность развития творческого воображения школьников.
Исходя из цели исследования мы определили гипотезу исследования: развитие творческого воображения школьников будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
- Обеспечение развития воображения посредством тренинга.
- Применение на уроках систему творческих задач и заданий.
- Изучение учебных предметов с использованием методов творческой деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить особенности развития творческого воображения в школьном возрасте;
- Рассмотреть психолого-педагогические условия формирования творческого воображения школьников;
- Экспериментально изучить творческие способности личности;
- Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования:
- Изучение литературы по проблеме исследования.
- Использование стандартизированных методик исследования.
- Анализ результатов исследования.
Исследование творческого воображения школьников осуществлялось в три этапа:
- Поисково-подготовительный этап — теоретическое изучение педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента по изучению развития творческого воображения школьников.
- Опытно — экспериментальный этап — проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов.
- Контрольно — обобщающий этап — анализ и обобщение результатов исследования; формулирование выводов, разработка рекомендаций.
В исследовании приняли участие 24 человек. Исследовались учащиеся МОУ СОШ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы осветили самые общие аспекты развития творческого воображения школьников, которые играют важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию творческого потенциала детей школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.
Развитию творческого воображения личности в учебных заведениях уделяется очень немного внимания. Общеобразовательная программа предусматривает развитие творческого воображения школьников, но уже в старших классах школе предметы, связанные с искусством практически отсутствуют. По желанию дети могут заниматься творческой деятельностью, посещая различные кружки и секции. Но, как оказывается, желание посещать дополнительные занятия возникает очень редко, если родители не принимают активного участия в развитии ребенка, поэтому лучше развитием творческого воображения детей начинать заниматься ещё в дошкольном возрасте [42, c. 35].
Если с самого детства творческому развитию ребенка не уделялось достаточного внимания, то раскрыть его способности в старшем возрасте будет немного сложнее. Это связано с тем, что у маленьких детей отсутствует негативный опыт самовыражения, и они не боятся проявлять свои способности. Так же в младшем возрасте дети только начинают познавать мир, а их действия не скованы шаблонами и стереотипами, которые появляются с приобретением опыта. Что бы вызвать интерес к творчеству и раскрыть способности школьника необходимо предоставить ему на некоторое время полную свободу действий во время досуга, и пронаблюдать какой деятельности он посвящает свое время. Проблема, с которой сталкивается большинство родителей – это отсутствие у детей желания заниматься чем-либо в свободное время.
Принуждение к занятиям творчеством не даст никаких результатов, кроме разлада в отношениях. Поэтому родители должны заинтересовать ребенка. В младшем возрасте дети любят копировать родителей, что можно использовать в нужных целях. Сложнее обстоят дела в переходном возрасте, когда дети стремятся к обществу сверстников, отдаляясь от родителей. Но и это можно использовать как козырь – найти такие кружки или курсы, которые посещают единомышленники ребенка.
Развитие творческого воображения школьников важно для последующей самореализации детей. В школах предусмотрены предметы, целью которых является ознакомление ребенка с различными видами творчества. Родителям нужно пронаблюдать, какой предмет вызывает у детей интерес. Развитие художественных творческих способностей школьников происходит на уроке рисования, музыкальные способности детей проявляются на уроках музыки и пения, а уроки труда знакомят школьников с видами декоративно-прикладного творчества. Но школьная программа не предусматривает углубленного изучения предметов искусств, поэтому если ребенок заинтересовался каким-то видом деятельности, то понадобятся дополнительные занятия дома, в кружке или на курсах. Творческое воображение школьников развивается быстро и легко, если родители и преподаватели поддерживают интерес и грамотно помогают в развитии [34, c. 46].
Развитие творческого воображения помогает найти свою индивидуальность, что положительно влияет на общение в социуме и на гармоничное восприятие мира.
Целью данного исследования было изучение организационно-педагогических условий развития творческого воображения школьников.
В ходе работы были решены задачи по раскрытию содержания понятия творческого воображения в психолого-педагогической литературе, нами были рассмотрены особенности развития творческого воображения в школьном возрасте и разработана программа, способствующих развитию воображения школьников.
В экспериментальной части нашего исследования мы выявили уровень развития творческого воображения школьников, после чего с детьми проводился комплекс упражнений, тренингов и задач. На данном этапе дети проявляли активность и повышенный интерес, что сопровождалось позитивной эмоциональной атмосферой взаимодействия учащихся и исследователя.
После повторного обследования учащихся и проверки статистической значимости результатов, мы пришли к выводу подтверждения гипотезы нашего исследования, а именно, утверждения о том, что развитие творческого воображения школьников будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
- Обеспечение развития воображения посредством тренинга.
- Применение на уроках систему творческих задач и заданий.
- Изучение учебных предметов с использованием методов творческой деятельности.
Таким образом, проблема развития творческого воображения школьника имеет огромный нескончаемый потенциал. Именно поэтому этот необходимый компонент в учении школьника требует постоянного непрерывного развития. Безусловно, что разные возрастные особенности предполагают разный подход к развитию творческого воображения. Но главное то, что развить творческие способности можно в любом возрасте, и это сделает личность ярче и сильнее, а внутренний мир богаче.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : попул. пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль : Акад. развития, 1998. – 204 с.
-
1.Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
2.Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М. : Акад., 2002. – 320 с.
3.Виноградова, Н. Ф. Учимся думать и фантазировать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 64 с.
4.Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с.
5.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СП-б.: Питер, 1999-368с.
6.Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] : материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. – М. : Прогресс, 1978. – 118 с.
7.Гоноболин, Ф. Н. Психология [Текст] / Ф. Н. Гоноблин. – М. : Просвещение, 1973. – 240 с.
8.Гречко, С. А. Развитие воображения младшего школьника [Электронный ресурс] / С. А. Гречко. – URL: http://festival.1september.ru/articles/213863/.
9.Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К. М. Гуревич. – М. : Знание, 1988. – 80 с.
10.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – М. : Лантерна: Вита, 1995. – 150 с.
11.Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с.
12.Завалишина, Д. Н. Психологическая структура способностей [Текст] / Д. Н. Завалишина // Развитие и диагностика способностей. – М. : Наука, 1991. – С. 22-32.
13.3емлянская, В. В. Развитие творческих способностей на уроках чтения [Текст] / В. В. Землянская // Нач. школа. – 2002. — № 12. – С. 40-41.
14.3имняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2003. – 384с.
15.Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с.
16.Лазарева, С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / С. Ю. Лазарева, Е. Ю. Фатеева // Открытый урок : 2005-2006.
17. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей. — М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] — М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
18.Лободина, С. Как развивать способности ребенка [Текст] / С. Лободина. – СПб. : Питер-Паблишинг, 1997. – 256 с.
19.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2005. – 582 с. : ил.
20.Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе [Текст] / сост. В. В. Гришин, П. В. Мушин. – М. : Сфера, 1999.
21.Миронов, Н. П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] / Н. П. Миронов // Нач. школа. – 2004. — № 6. – С. 33-42.
22.Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии — 1994. — № 5. — С. 86-95.
23.Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с.
24.Немов, Р. С. Психология[Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1:Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
25.Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа — 2001. — № 10.- С. 34-37.
26.Обучение и развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
27.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.
28.Пекелис, В. Твои возможности, человек [Текст] / В. Пекелис. – М. : Речь, 1994. – 190 с.
29.Перкинс, Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие [Текст] / Д. Н. Перкинс // Обществ. науки за рубежом. Сер. Науковедение. – 1998. — № 4. – С. 34-36.
30.Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
31.Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с.
32.Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. – М. : Наука, 1996. – 143 с.
33.Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] : учеб. пособие / Я. А. Пономарев. – М. : Педагогика, 1976. – 280 с.
34.Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева — М.: АПИ, 1962.-308с.
35.Психодиагностическая работа в начальной школе [Текст]. Ч. 1 : Определение готовности к обучению в школе / авт-сост. И. А. Архипова, А. А.Матвеева. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1994.
36.Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. —
37.Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1991. – 160с.
38.Сидорчук, Т. А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Т. А. Сидорчук. – М., 1998. – 150с.
39.Скакулина, Н.П. Творчество и фантазия [Текст] — М.: Просвещение, 1980.
40.Способности и склонности [Текст] / под ред. Е. Н. Голубевой. – М.: Просвещение, 1998. – 165 с.
41.Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 с.
42.Учебник по психологии [Текст] / под ред. А. П. Кривченко. – М. : ТК Велби, 2005. – 432 с.
43.Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ушачев. – Магнитогорск, 1991.
44.>Шумилин, А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] — М.: Просвещение, 1990.
45.Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-246с.
46.Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. – Изд. 2-е, стереотип. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. – С. 317-322.
47.Юркевич, B. C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич. – М. : Просвещение, 1996. – 136с.
48.Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Яковлева. – М. : Флинта, 1997. –
49.
50.Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] — М.: Просвещение, 1974.
Отзывы
Отзывов пока нет.