Skip links

Готовый проект для доступа к ОГЭ на тему: Стресс в подростковом возрасте

Готовый проект для доступа к ОГЭ на тему: Стресс в подростковом возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стресса. 5
1.1. Сущность стресса. 5
1.2. Стрессовые ситуации в подростковом возрасте. 7
ГЛАВА 2. Исследование стрессоустойчивости. 11
2.1. Исследование среди учащихся. 11
2.2. Советы для профилактики стрессов. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:
Залогом развития личности и успешной учебной деятельности является психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного и физического благополучия. Подростковый возраст характеризуется бурным психофизическим развитием и перестройкой социальной практики ребенка. В жизни подростка могут возникать множество ситуаций, способных вызвать стресс. В связи с этим может произойти увеличение стрессов, тревог, эмоциональных срывов, страха перед сдачей экзаменов. Такое состояние негативно повлияет на психологическое состояние подростка, а также и на взаимоотношение с другими людьми.
Мне стало интересно,  в какой степени мои сверстники,  испытывают стрессовое напряжение.
Цель: изучение проявления стресса среди подростков.
Объект: стресс.
Предмет: проявления стресса у подростков.
Задачи:

  • Определить сущность стресса.
  • Рассмотреть причины возникновения стресса в подростковом возрасте.
  • Провести и проанализировать социологическое исследование.
  • Предложить советы по профилактики стрессов.

Методы исследования:
1) Теоретический

  • анализ теоретического материала по данной теме
  • синтез: систематизация полученной информации
  • обобщение сведений

2) Эмпирический

  • проведение и анализ анкетирования
  • анализ полученных данных

3) Математический

  • построение диаграмм
  • формализация результатов

Гипотеза: мы предполагаем, что учебная деятельность может стать причиной стресса.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стресса
1.1. Сущность стресса

В настоящее время понятие «стресс» знакомо каждому. Современный ритм жизни, условия труда, его оплата и многие другие внешние раздражающие факторы провоцируют появление стресса как уже хронического состояния организма. Рассмотрим сущность понятия «стресс». В переводе с английского слово «стресс» означает нажим, напряжение, давление. По мнению О. С. Деевой, стресс рассматривается как субъективная реакция человека на происходящее вокруг события, которые вызывают у него внутреннее состояние беспокойства, напряжения, чувство тревоги или возбуждения, которые могут привести к изменениям в личностной и поведенческой сфере. При этом человек стремится снизить стресс или совсем устранить [1].
Причины стресса могут быть разные. Это внешние, которые являются результатом большого и малого давления на нас со стороны: проблемы в семье, на работе, в учебных заведениях, серьезные и неожиданные изменения в личной жизни, проблемы с финансами. И внутренние, они являются результатом нашей собственной системы ценностей, ожиданий и потребностей: постоянное и беспричинное беспокойство, отсутствие гибкости в мышлении, мрачное мироощущение (пессимизм), самокритика, завышенные ожидания и т. д.
Существует несколько видов стресса, которые характеризуются конкретными критериями.
К первой группе можно отнести стрессы, которые определяются эмоциями — зустресс и дистресс. Эустресс — это положительный стресс, настраивает организм на дальнейшую продолжительную работу. Отрицательным стрессом с негативными эмоциями называется дистресс, постоянное присутствие которого в жизни человека может привести к тяжелым заболеваниям [5]. Эмоциональный стресс влияет на иммунную систему. Люди, которые постоянно находятся в стрессовых состояниях, становятся более уязвимыми для болезней в результате спада продукции клеток иммунитета.
Причиной психологического стресса является реакция организма человека на окружающую среду и находящиеся в ней раздражители. Стресс как психологическое состояние человека связан не только с зарождением и дальнейшим проявлением эмоций, не сводится исключительно к эмоциональным феноменам, но и жестко определяется в когнитивных, мотивационных, характерологических и других компонентах личности. Стресс отражает реакции не только физического свойства ситуации, но и особенности взаимодействий между личностью и окружающим ее миром.
К данному виду будут относиться эмоциональный и информационный стрессы.
Информационный стресс возникает в результате напряжения при большом потоке новостей, сведений.
Существует также физиологический стресс, причинами которого являются следующие факторы: физические, химические, биологические. Его последствия — изменения здоровья всего организма человека. При таком стрессе присутствуют «первичные» эмоции: страх, гнев, боль, испуг.
Существует так же понятие профессионального стресса. Он возникает при воздействии негативных или экстремальных факторов окружающей среды в процессе профессиональной деятельности. Выражается в психических и физических реакциях на повседневные ситуации трудовой деятельности[5].
Хочется затронуть признаки появления стресса. Их довольно большое количество. Отметим самые неожиданные и неуловимые на первый взгляд.
Физиологические симптомы:

  • тошнота
  • скрипение зубами во сне
  • боль за грудиной и в спине
  • сухость во рту
  • холодные руки
  • повышенная температура.

Согласно исследованиям Федосеенкова А.В., Борцова Ю.С., Веселой Т.В. и ряда других ученых [6], выделяются следующие эмоциональные симптомы:

  • заниженная самооценка
  • постоянное чувство тревоги
  • вины
  • нереальности происходящего
  • негативное отношение к людям
  • лживость, ухудшение сна
  • высокая чувствительность к яркому свету и громкой музыке
  • снижение остроты зрения и памяти.

Социальные симптомы:

  • снижение внимательности
  • безразличие
  • излишний трудоголизм.

Интеллектуальные симптомы:

  • ухудшение памяти
  • навязчивые негативные мысли
  • неспособность быстро принимать решения.

Как уже было написано, симптомов большое множество, многие из них являются крайне опасными для здоровья и жизни человека.

1.2. Стрессовые ситуации в подростковом возрасте

Подростковый возраст является особенно проблемным возрастом для стресса. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Для этого возрастного периода характерны отличительные особенности, такие как: быстрый физический рост и ускоренное созревание подростка, качественные и количественные изменения в интеллектуальной сфере, развитие эмоциональной и личностной сфер, оформление и осознание собственной индивидуальности, проявление полового поведения, окончательная стабилизация моральных норм, ценностей, убеждений и верований.
Основными причинами стресса у подростков могут быть[3]:
— физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного. Ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело»: резкое увеличение роста, появление вторичных половых признаков, начало роста волос на теле;
— моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов»;
— смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и остаться на какое-то время без общения с ровесниками;
— проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека — подросток часто винит в них себя;
— неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь»;
— проблемы в учебе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.
Любые, даже незначительные на первый взгляд, трудности и стрессовые ситуации оказывают чрезмерную нагрузку на психику подростков, что может стать причиной депрессий, нервозности, тревожности, хронической усталости, снижения иммунитета, повышения количества психосоматических расстройств.
Исследователи проблем стресса утверждают, что от повышения уровня стресса зависит обучаемость у подростков. При низкой стрессоустойчивости у подростков повышается нервозность, снижается самооценка, возрастает протест к действиям и словам взрослых, неудовлетворенность результатами обучения, неспособность к принятию и оценке решений, увеличению числа психосоматических заболеваний, снижению иммунитета. Постоянный нерегулируемый стресс может вызывать у подростков состояние депрессии, которое, в свою очередь, может приводить к суицидальным мыслям, антивитальным тенденциям [2].
В школьной среде дети практически с первых дней учебы сталкиваются со школьным стрессом. Ученикам младших классов тяжело дается выполнение требований учителя, запоминание новой информации, трудно и непривычно вести себя на уроках и переменах соответствующим образом, как это положено в школе.
Ученики средних и старших классов также попадают в стрессовые ситуации. В подростковом возрасте на первый план выходят личностные причины: трудности ориентации в растущем с каждым годом потоке информации, проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями, большие классы, что влечет за собой эмоциональную перегрузку.
Подготовка к сдаче экзаменов и сам процесс ставит старшеклассника в постоянное напряжение, психологическую нагрузку перед предстоящим контролем. Безусловно, любой экзамен вызывает повышенное нервное напряжение у лица, его сдающего, и ГИА и ЕГЭ в этом смысле не является исключением. Однако то обстоятельство, что на ГИА и ЕГЭ сконцентрировано всё — и оценка результатов школьного обучения выпускника и, главное, перспективы его дальнейшего будущего, взваливает на неокрепшие хрупкие плечи добросовестного выпускника такой груз ответственности, который может иметь самые негативные последствия для его психического здоровья и даже, в случае неудачи на экзамене, привести к возникновению суицидальных намерений[7]. В ходе подготовки к экзаменам может возникнуть тревожность. Тревожность способствует привлечению внимания к возможным трудностям, мобилизацию сил для достижения цели и приводит к дезорганизации поведения.
Выше перечислены причины, которые могут возникнуть непосредственно в школе. Но существуют и такие, которые происходят в жизни за пределами школы, например, слишком требовательное отношение родителей к учебе ребенка. Зачастую по желанию родителей ребенок должен быть отличником, посещать различные внеклассные интеллектуальные мероприятия и кружки. При этом часто не остается времени на различные игры, спорт, общение с друзьями. Подобная ситуация может привести школьника к стрессу с трудно прогнозируемыми последствиями.
Таким образом, учебный процесс, в том числе экзамены могут вызывать стресс у подростков. Стрессоустойчивость позволяет избежать негативных последствий.

ГЛАВА 2. Исследование стрессоустойчивости

2.1. Исследование среди учащихся

Цель работы – определить уровень стрессоустойчивости среди учащихся 10-11 классов.
Объект – особенности перенесения стресса.
Предмет – психологические особенности перенесения стресса в подростковом возрасте.
В исследовании нами использована следующая психодиагностическая методика: стресс тест Т.А. Немчинова и Дж. Тейлора.
Стресс тест Т. А. Немчинова и Дж. Тейлора. Методика позволяет степень предрасположенности к формированию стресса у респондента. Методика включает в себя 50 утверждений, предполагающих ответ «да» или «нет». Выборы соотносятся с ключом, суммарный показатель по которому позволяет говорить об уровне выраженности склонности к развитию стресса – низкому, среднему или высокому.
Исследование проводилось на базе школы. Выборка исследования: 20 подростков в возрасте от 15 до 17 лет, мужского и женского пола.
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей выраженности стресса в выборке исследования. Результаты представлены в виде таблицы (см. таблицу 1) и диаграммы (см. диаграмму 1).
Таблица 1. Результаты исследования

Показатели Кол-во
Высокая стрессоустойчивость 3
Средняя стрессоустойчивость 11
Низкая стрессоустойчивость 6

Готовый проект для доступа к ОГЭ на тему: Стресс в подростковом возрасте
Диаграмма 1. Результаты
В ходе исследования определено, что у 55% участников исследования диагностируется преимущественно средний уровень стрессоустойчивости, что позволяет говорить о том, что на момент диагностики эти подростки характеризуются достаточным уровнем активизации адаптационных возможностей и успешно в целом осуществляют деятельность.
Высокий уровень проявления стресса диагностируется у 15% участников исследования, что находит свое проявление в чувстве усталости, беспокойстве, сложностях в выполнении привычной деятельности, расстройствах настроения, частой смене настроения. Низкий уровень стрессоустойчивости выявлен у 30% подростков, принимавших участие в исследовании. Таким образом, на основании результатов теста можно говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются средним уровнем стрессоустойчивости и умеренным уровнем стресса.

2.2. Советы для профилактики стрессов

В результате анкетирования было выявлено, что есть учащиеся, которые подвергаются стрессам. В связи с этим нами были составлены рекомендации. Они будут полезны не только учащимся, но и родителям.
Многие люди склонны забывать о простых психологических приемах, помогающих привести состояние человека в расслабленное.
К основным способам релаксации относятся следующие:

  • техники дыхания и релаксации;
  • позитивный внутренний монолог (самовнушение);
  • рациональное объяснение происходящей ситуации;
  • поиск аргументов в свою пользу.

Занятия физической культурой, в частности, йогой, растяжкой, пилатесом также имеют положительный эффект.
Однако для более точного решения проблемы, вызывающей переживания, важно осознать причину проблемы и создать иную стратегию поведения.
Однако при возникновении симптомов расстройства все-таки следует обращаться к медикаментозному лечению под присмотром специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы были сделаны следующие выводы:
Проблема преодоления стресса в учебном процессе является сегодня непосредственно значимой для общеобразовательной школы, самого ученика и его родителей. От решения данной проблемы будет зависеть благоприятное психологическое состояние будущих выпускников, успешность сдачи экзамена и их последующая социальная реализация.
Трудности и стрессовые ситуации оказывают чрезмерную нагрузку на психику подростков, что может стать причиной депрессий, нервозности, тревожности, хронической усталости, снижения иммунитета, повышения количества психосоматических расстройств. Стрессоустойчивость гарантирует подростку достаточный уровень прочности и сопротивляемости преградам, следовательно, учащийся способен ставить перед собой цели и мобилизоваться для их достижения.
Нами была подтверждена гипотеза о том, что учебная деятельность может стать причиной стресса.
Результаты исследования будут полезны учащимся. Материалы исследования можно использовать на уроках биологии. В дальнейшем мы планируем углубиться в тему и изучить влияние стресса на развитие онкологических заболеваний
Таким образом, цель и задачи достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деева, О. С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №14. С. 140-146.
2. Иванова, И. Е. Изучение стрессоустойчивости подростков / И. Е. Иванова, Е. С. Соболева // Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине : Материалы международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры Иностранных языков, Тюмень, 25 апреля 2019 года. – Тюмень: ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», 2019. – С. 388-391.
3. Карпец, Е. Д. Социально-педагогические аспекты формирования стрессоустойчивости в подростковом возрасте / Е. Д. Карпец // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей победителей III международной научно-практической конференции, Пенза, 10 февраля 2017 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 184-187.
4. Мирзаева, А. Е. Организационный стресс: причины, посдествия и пути преодоления / А. Е. Мирзаева, А. Д. Нешева // Матрица научного познания. – 2019. – № 12. – С. 303-308

5. Пономарчук, А. А. Изучение способов преодоления стресса у подростков / А. А. Пономарчук, В. Н. Решетникова // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии: Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Балашов, 20–21 февраля 2018 года / Под общей редакцией Д.В. Воробьева, Н.В. Тимушкиной. – Балашов: Издательство «Саратовский источник», 2018. – С. 495-499.

6. Сибиль, В. И. Причины стресса и способы борьбы с ним / В. И. Сибиль // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № 16. – С. 204-207. — 7

7. Юсупов, Ф. М. Влияние процедуры подготовки к ЕГЭ на эмоциональное состояние учащихся / Ф. М. Юсупов // Образование и саморазвитие. – 2013. – № 4(38). – С. 182-187.

Оставить комментарий