Гипотеза какого-либо исследования – это в первую очередь предположение или допущение, выдвигаемое в научной плоскости. Важно заметить, что гипотеза требует обязательной проверки и доказательства/опровержения в качестве результата такого испытания.
Проектная деятельность в рамках школьного исследования осуществляется для того, чтобы объяснить какое-то непонятное явление, а также его взаимосвязь с другими явлениями. По своей сути построение гипотезы является основополагающим методом получения нового научного знания. При этом проверка выдвинутого предположения может проводиться как теоретически во время изучения библиографических и других письменных источников, так и практически или экспериментально.
Как создают гипотезы
Поскольку гипотеза школьного проекта неразрывно связана с исследуемым объектом (предметом), её формулирование связано с догадками, касающимися этого предмета. Чтобы создать правильную гипотезу, нужно:
- определиться с темой (выбрать интересную для ученика и перспективную для исследований);
- изучить доступные материалы (литература, публикации и другие источники);
- провести анализ всех предыдущих недоказанных гипотез, касающихся темы будущего проекта, и интегрировать их в одно целое;
- уточнить, является ли гипотеза проверяемой (в противном случае следует найти другую рабочую гипотезу);
- проверить, не противоречит ли выдвинутая гипотеза личному опыту автора и ранее полученным по этой теме выводам.
Важно! Формулировка гипотезы не должна содержать всем известных, очевидных вещей, размытых понятий и спорных моментов.
Исследовательский проект и гипотеза
Созданная перед началом работы над проектом гипотеза постоянно сопровождает исследование на каждом его этапе. Правильная работа с гипотезой заключается в:
- определении предложений, замечаний, фактов, которые ранее не выражались в других известных исследовательских проектах, теориях (эти факты должны вызывать споры и нуждаться в доказательстве либо в опровержении);
- формулировании окончательной гипотезы;
- изучении теоретической базы и других доступных материалов;
- анализе полученной информации, выдвижении учеником выводов с собственными умозаключениями;
- проведении практических работ (в том числе опытов), целью которых является доказательство/опровержение ранее выдвинутой теории/гипотезы;
- анализе полученных результатов и подготовке наглядных материалов, которые их демонстрируют.
Заключительным этапом работы над гипотезой должно стать непосредственное сравнение полученных в ходе исследований результатов с гипотезой. Именно на этом этапе нужно получить ответ, соответствует ли выдвинутое предположение действительности, подтверждается ли оно.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.