Э.Г.Юдин: Уровни методологии

200.00

  • Предметы: Философия
  • Тип работы: Реферат
  • Объем работы: 25 страниц
  • Год сдачи: 2019

Фрагмент работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Понятие о методологии……………………………………………………5
2. Методы научного познания……………………………………………….8
3. Уровни методологии Э.Г. Юдина……………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и её базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.
Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.
Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Буля, Фреге, Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.
Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона. Открытия Фарадея, Максвелла, Эйнштейна, Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, её разработкой и проверкой на практике.
Все это привело к бурному прогрессу науки в XX веке, превращению её из сугубо познавательного интереса любителей «чистой истины» в сферу профессиональных отношений.
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Цель данного исследования – изучить уровни методологии Эрика Григорьевича Юдина.
Объект исследования – понятие методологии.
Предмет исследования – функции методологического знания.
Исходя из поставленной цели, были определены основные задачи исследования:
• дать определение понятию «методология»;
• изучить основные методы научного познания;
• рассмотреть уровни методологии Э.Г. Юдина.

 

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Эдиториал УРСС, 2017. 644 с.
2. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 2017.- 444 с.
3. Философия: Учеб для вузов по нефилос. специальностям. / С.И. Дудник, А.Ф. Замалеев, Э.Ф. Караваев и др. – М.: Юрайт – Издат, – 2014 – 520 с.
4. Жоль, К.К. Введение в философию: Учеб пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004 – 351 с.
5. Муратова, З.Г. Добро пожаловать в мир философии: Учеб. пособие для вузов по филос. специальностям. – М.: Парадигма, 2015 – 350 с.
6. Звездкина, Э.Ф. Теория философии. – М.: Слово, 2015 – 460 с.
7. Философия: Учеб. для вузов. / Ю.А. Харин, В Ф. Берков, П.А. Водопьянов и др. — 7-е изд., испр. и доп., Минса и Тетра Системс, 2005. — 447 с.
8. Кемеров, В.Е. Социальная философия: Учеб. для вузов. — Екатеринбург, Академ. проект, 2004 — 380 с.
9. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: Учеб для гуманитар. — социал. специальностей вузов. — 4-е изд., испр. — М.: Владас, 2004 — 411 с.
10. Ивин, А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005 — 439 с.
11. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов по спец. «Философия». М.: Проспект, 2015 253 с.
12. Гаджиев, К.С. Введение в политическую философию. М.: Логос, 2015 334 с.
13. Философия. [Учеб. для вузов]. / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова — М.: 2015 — 622 с.
14. Миронов, В.В. Философия: Учеб. — М.: Велби, 2015 — 238 с.
15. Золкин, А.Л. Философия: Учеб для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2015 — 590 с.
16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. / Сборник. Сост. П.С. Гуревич. — М.: Республика, 2015 — 526 с.

Отзывы

Отзывов пока нет.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “Э.Г.Юдин: Уровни методологии”

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *

Отзыв *